Эксперты обсуждают, как преподавать историю в школе, исходя из новой подготовленной "Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории" и как давать школьникам так называемые "Трудные темы", выделенные отдельно.
Напомним, школы вернутся к линейному принципу преподавания истории - когда материал дается постепенно, по хронологии. Изучение основного материала закончится в 10-м классе. В 11-м классе на базовом уровне может быть предложен общий курс "Россия в мировом контексте", а на профильном "основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным экзаменам в вузы".
Сейчас школы работают по концентрической системе - к 9-му классу заканчивается изучение основных тем, а в 10-м и 11-м ученики занимаются повторением пройденного материала.
Получается, что самые сложные темы - развал СССР, последствия "утечки мозгов" для страны или значение выстраивания вертикали власти, школьники должны "переварить" в 14-15 лет. Сейчас они будут даваться годом позже.
В концепции школьного исторического образования перечислены требования к новым учебникам истории, отдельно выделены новые темы и трудные вопросы.
Что нового появится в содержании учебников
- Акцент сделают на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812-го и 1941-1945 гг.
- Расширится объем материала по истории народов России, с акцентом на взаимодействие культур и религий.
- Добавятся темы, связанные с историческим опытом гражданской активности и местного самоуправления (земские соборы, общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации).
- Увеличится число параграфов по истории культуры. В первую очередь это социокультурный материал, история повседневности.
Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых.
Трудные вопросы
1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;
3. Исторический выбор Александра Невского;
4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена;
5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;
6. Присоединение Украины к России (причины и последствия);
7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с Западной Европой;
8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;
9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;
11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка;
12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;
14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
15. Оценка СССР в условиях "холодной войны";
16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;
17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;
18. Причины, последствия и оценка "перестройки" и распада СССР;
19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. ("шоковая терапия", методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;
20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
|