"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в
овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: По плодам их узнаете их" (Мф.
7, 15-16)
Тоталитарных сект сегодня очень много. Наибольшую опасность они представляют для молодых людей. Попавший в секту "новичок" должен
многократно твердить: "У меня нет своего ума, совести, тела, воли ";
"И надо решиться убить себя - это именно та жертва, к которой призывает
Господь". "Не имей ничего своего, ничего не делай для себя"… "Богородичный Центр"
Другие названия: Российская Марианская Церковь, Церковь
Божией Матери Преображающейся, Община Божией Матери, секта Иоанна
Береславского, Фонд "Новая Святая Русь", "Мария, XXI век",
"Вселенская Параклитская Богородичная Церковь", Церковь Третьего
Завета, последователи - "синие рыцари".
Руководство.
Основатель и духовный лидер - Береславский
(Янкельман) Вениамин Яковлевич. Административный руководитель - отец Петр
(Большаков Сергей Юрьевич, бывший программист и польский католик).
Были посвящены в сан Тихоновской катакомбной
Истинной Православной Церковью (ИПЦ), не признанной РПЦ. В своем Окружном
послании от 21.5.1992 г. по старому стилю (3 июня по новому) глава Тихоновской
ИПЦ схимитрополит Феодосий и митрополит Епифаний осудили учение БЦ и отлучили
"от Святой Православной Церкви иеромонахов Иоанна Береславского, Петра
Большакова и Серафима, ранее запрещенных в служении за отход от своих епископов
в самочинное сборище, не подчиненное иерархии Тихоновской ИПЦ и распространение
лжеучения о "Третьем Завете" [11]. Духовный лидер "Богородичного
Центра" Береславский В.Я., успевший издать более 20 книг об
"откровениях", полученных им от иконы Богоматери
"Одигитрия", с 3.02.1971 наблюдался в психоневрологическом диспансере
по поводу хронического душевного заболевания в форме параноидной шизофрении,
несколько лет являлся инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, дважды
находился на стационарном лечении в психиатрических больницах г. Москвы, с 1990
г. психоневрологический диспансер посещать прекратил.
Другие руководители - отец Серафим, Александр
Долаберидзе.
Месторасположение центров.
По утверждению руководства "Богородичного
Центра", его поддерживают более 700 общин в России и СНГ, однако
официальную регистрацию в России имеют только 4 общины. В Церкви Пресвятой
Богородицы Преображающейся 7 епископов, около 100 священников, до 10 тысяч
прихожан. В Чеховском районе Московской области приобретен обширный земельный
участок, где будет располагаться монастырский комплекс и сельскохозяйственная
ферма [12].
Центры и общины богородичников расположены в
следующих городах России:
Воронеж, Иркутск, Краснодар, Москва и Московская
область (Серпухов, Чехов, Люберцы и др.), Нижний Новгород, Пермь, Санкт-
Петербург, Саратов, Свердловская область (Каменск-Уральский), Улан-Удэ,
Южно-Сахалинск и др.
Численность адептов.
По информации "Богородичного Центра",
к ним относятся до 100 общин. Реальное число - меньше. В стране около 100 тысяч
адептов (постоянная паства), несколько больше - сочувствующих. Точных данных
нет. Известно только, что примерное количество активных последователей в Перми
- около 800 человек.
Доктрина.
Теоретической базой является откровение Божией
Матери, якобы переданное через Береславского.
В догматике "Богородичным Центром"
предлагается учение о "третьем завете", фактически означающее, что
Новый Христов Завет - ущербен, неверен (иначе в чем смысл замены его новым?),
отсюда следует вывод о необходимости добровольного согласия на перемену завета,
замену его еще более новым, "богородичным" заветом.
В "богородичном" изложении
тринитарного догмата мы узнаем, например, о том, что Богородица - подательница
Духа Святого и Сама - Дух Святой (Третья Ипостась). Некоторым образом Она
причастна и к Первой Ипостаси, а со Второй прямо отождествляется в целом ряде
случаев.
Она - премирна, надмирна, предмирна, участвует в
сотворении мира; Она имеет свойства Божий, ибо Она - дух, вездесуща, вечна,
всеблага. Она обладает собственной божественной полнотой, Она - подательница
Святого Духа. Она заменяет душу человека, подавая вместо нее особый "дух
Матери Божьей". У нее есть собственный план спасения человечества. У Нее
же - и Свой, "Богородичный" крест. Она и Сама - Ипостась (видимо,
четвертая?), и в тоже время - полиипостасна (у Нее пятьсот ипостасных имен).
Вопреки богодухновенному знанию, данному нам
("един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус
Христос" - 1 Тим. 2,5), в догматике "отцов" "Богородичного
Центра" Богородица, а не Христос, - посредница между человечеством и
Богом. Она дает собственные заповеди (в том числе заповедь любви к Богу и к
ближнему) и требует особой "богородичной святости".
Вполне естественны в связи с изложенным
екклезиологические представления "Богородичного Центра", основа
которых - тезис о том, что"Церковь Христова не состоялась", ввиду
чего необходима новая "Церковь Богородицы". Причем эта
"Церковь" есть Сама Богородица, и в таковом виде Она присутствует в
известных местах Песни Песней.
В итоге мы сталкиваемся с весьма своеобразным
теоретическим построением - Отец, Сын, Дух Святой, Мать (Христа), Жена (Его же
- как Церковь) и Дочь (Бога-Отца).
В эсхатологии предлагается осужденный Церковью
хилиазм, идея о Богородице как Спасительнице мира (связанная, видимо, то лч с
отождествлением Ее со Христом, то ли с теоретическим вытеснением Его качества
как Спасителя мира) и своеобразная мысль об отмене Страшного суда.
Знание свое (вернее - псевдо-знание)
"отцы"-богородичники черпают из ряда источников, из которых
необходимо выделить прежде всего следующие четыре.
1. Католическое богословие и практика, где
особенно следует выделить догматы о непорочном зачатии, воскресении и
вознесении Богородицы, поклонение сердцу Иисусову и сердцу Матери Божьей, а
также дисциплинарную практику иезуитов.
2. Софиология свящ. Павла Флоренского и
мариология прот. Сергия Булгакова, причем из первого абсорбирована идея о
тождественности Богородицы и Софии, фактически вводящая
"четырехипостасное" представление о Боге, а из второго - его
двусмысленности о Богородице как "проявлении как бы двуипостасности
Христа", о Ее "как бы отождествлении со
Св.Духом", а также идею об отождествлении Девы Марии и Христовой Церкви.
3. Гностические и иудео-христианские воззрения,
в каббалистическом духе феминизирующие Дух Святой (исходя из женского рода -
евр. "Руах" - дух) и отождествляющие Богородицу и Первую Ипостась в
идее "андрогина".
4. Эзотерика Е.П.Блаватской - и это самое
страшное, так как за всеми масонскими симпатиями (ибо масоны-де - носители
истинного знания) и "теологическими изысками" этой
чуть ли не "богородичной святой", включающими полный комплекс
гностицизма и иудео-христианства с феминизацией Св.Духа, демиургами и т.д.,
тщательно маскируется кощунство, которое трудно воспроизвести без трепета (в
итоге же - чистый сатанизм): тезис о том, например, что "Люцифер -
выше и старше Иеговы, Сын Завета", сам - Свет и благо;
представление о люциферичности Иеговы (ибо Он - так называется по Блаватской -
и был змием-обольстителем книги Бытия); вполне естественным результатом этих
богохульств нужно считать взгляд на андрогинного козла Мендеса-Бафомета, всегда
считавшегося изображением диавола, который стал у Блаватской "телом
Святого Духа".
Таким образом, "Богородичный Центр"
предлагает учение весьма синкретическое, вобравшее в себя спектр эзотерических
воззрений от астрологии, индуистской мистики, всякого рода "астралов"
и шамбалы до каббалы и теософии.
Первое специальное (по постановлению
прокуратуры, возбудившей уголовное дело по признакам ст. 143-1 У К РСФСР)
комплексное экспертное психолого-психиатрическое исследование было проведено в
конце 1994 года комиссией при Государственном научном центре социальной и
судебной психиатрии им. В.П.Сербского. Это исследование, согласно конкретно
поданным заявлениям, ограничивалось только организацией "Фонд Новой Святой
Руси" ("Богородичный Центр"). Отвечая на вопросы, поставленные
прокуратурой, экспертами, в частности было отмечено, что в литературе,
издаваемой "Богородичным Центром", содержатся призывы, направленные
на причинение физического и психического вреда здоровью граждан, а так же
содержатся призывы к невыполнению гражданских обязанностей, таких как отказ от
брака, семьи, воспитания детей, учебы, общественного полезного труда; что
поведение лиц, вовлеченных в секту является результатами усвоения ими учения
"Богородичного Центра" и соответствует положениям этого учения [16].
Данная комиссия исследовала многотомные материалы по этому делу . Процитированные
ниже выдержки из Заключения №1431-з комиссии комплексного экспертного
психолого-психиатрического исследования деятельности организации "Фонд
Новой Святой Руси" ("Богородичный Центр") от 28 декабря 1994 г., опубликованного
в [16], дают наглядное представление о доктрине "Богородичного
Центра" на первом этапе его существования.
По учению "Богородичного Центра" (БЦ),
мировое зло сконцентрировано в женщине. "Богородичный Центр" вводит
мистическое понятие "б..." - собирательный образ женственного начала
в мире [ 3].
"Богородичный Центр" почитает Григория
Распутина святым ( [1], с.60).
Поскольку старец Григорий был духовником и отцом
императорской четы. оскорбление его есть оскорбление не только последних
мучеников. святых императора и императрицы, но и всего самодержавия, и всей
тысячелетней истории России".
Характеристика.
"Богородичный Центр" классифицирован
как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный
культ) в:
· Итоговом заявлении участников российской
научно-практической конференции "Тоталитарные секты (деструктивные культы)
и права человека", прошедшей в Санкт-Петербурге 11-12 января 1996 г. [14],
а также в официальных "Обращении к россиянам..." и "Обращении к
средствам массовой информации..." участников этой конференции [15];
· Аналитическом вестнике Государственной Думы
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны
деструктивных религиозных организаций", 1996 г. [10];
· Информационном материале Министерства
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации "К
докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи
пострадавшим", 1996 г. [18].
Официальная дата создания - 1989 г., именно
тогда заявили о себе, как о "Богородичном Центре" (тогда - как о
профсоюзе).
"Богородичный Центр" - очень закрытая
организация, характеризовавшаяся на первом этапе своей деятельности крайними
формами экстремизма, прикрываемого внешней благопристойностью (как и все
религиозные новообразования, провозглашает только самые добрые цели). Основными
задачами определены "возрождение лучших традиций благочествия,
основанных на Священном писании и свидетельствах о явлениях Божией Матери в 20
веке. благотворительная и просветительская, в том числе издательская
деятельность".
Печатные органы - "Рыцарь веры" и
"Оазис мира". Отмечаются попытки инфильтрации "Богородичного
Центра" в систему образования. Стремятся к имиджу монахов и инфильтрации в
государственные и военные структуры по линии духовников ("каждому
государственному или военному руководителю - духовного наставника" ).
Иерархия "Богородичного Центра" ведет
свое происхождение от последователей митрополита Истинно Православной Церкви
Геннадия (Секача). В настоящее время руководители "Богородичного
Центра" отлучены иерархами геннадиевской ветви Истинно Православной Церкви
от Церкви и лишены сана как "впавшие в ересь". Архиерейская хиротония
Иоанна (Береславского) произведена по благословению архиепископа Иоанна
(Бондарчука) епископатом Украинской Автокефальной Православной Церкви.
Некоторые общины Церкви Пресвятой Богородицы Преображающейся действуют в
качестве общественно-просветительских, благотворительных и иных фондов [12].
До середины 1993 года в откровениях архиепископа
Иоанна (Береславского) преобладали пророчества о близости конца мира,
наступлении эпохи "церковного запустения и всемирных
катаклизмов". России и всему миру предрекались всевозможные
бедствия, если народ не покается и не признает его учение. Утверждалось, что
спасут свои души лишь немногие праведники, которые должны преодолеть все
мирские соблазны, в том числе отречься от семьи, родных, отказаться от
собственности, передав ее Церкви, и т. п. Столь радикальная проповедь, в
сочетании с авторитарным руководством "Богородичным Центром"
архиепископа Иоанна (Береславского), привела к кризису данной религиозной организации.
После IV Богородичного собора (конец 1992 г.), не согласившись с отрицанием
семьи, звучавшим в Откровениях архиепископа Иоанна (Береславского), от
"Богородичного Центра" отошли ряд его прежних сторонников: епископ
Феодор (Коробейников), иеромонах Тихон и многие другие [12]. На первом этапе
доктрине организации соответствовала и ее деятельность. Известны, например,
случаи организации последователями Береславского беспорядков здании районной
библиотеки г. Москвы (ул.Берзарина, д.6) на Рождество 1992 года, пресеченных
столичным ОМОНом, и столкновения с ОМОНом у ДК Мосгортранса в январе 1993 г.
[2,13].
В 1994-1995 годах Церковь Пресвятой Богородицы
Преображающейся объединилась с Вселенской Марианской Церковью (не признаваемая
Ватиканом организация, имеющая последователей среди католиков США, Латинской
Америки, Польши и других стран). Укрепление связей "Богородичного
Центра" со Вселенской Марианской Церковью (1993-1994) стимулировало
существенные изменения в его доктрине [12]. В настоящее время взят курс на
улучшение имиджа организации, вследствие чего начато постепенное изъятие
культовой литературы "Богородичного Центра" ранних его периодов.
Архиепископ Иоанн (Береславский) начал менять тональность проповедей. В его
"откровениях" конца 1993 г. - начала 1994 г. Богородица предрекает
уже не скорый конец мира и страшные бедствия, а рождение Новой Святой Руси.
Постепенно начало меняться отношение к семье [12].
Ниже приведено заключение экспертов Российской
академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Комитета
по связям с религиозными организациями Правительства Москвы относительно
характера доктрины и деятельности "Богородичного Центра" [17]:
"Богородичному неохристианству свойственны
экстремистские установки: проклинается земное существование человека,
официальные церкви объявляются лишенными святости, а светские общественные и
государственные учреждения - божественной благодати. Оно предусматривает
установление в России теократии: во главе государства должны стать
"богородичные пророки", министры и губернаторы также должны быть из
богородичников. В силу своей религиозной экзальтации и чрезвычайной активности
"Богородичный центр" представляет собой воинствующую секту, не
случайно в ее лексиконе часто звучит военная терминология: старших послушников
называют "рыцарями", а старцев - "генералами". Богослужение
насыщено военными гимнами и маршевыми ритмами. Эти "воины и воительницы,
состоящие в завете с Богом", образуют особый религиозный орден,
базирующийся на безоговорочном послушании рядовых монахов своим наставникам. От
новообращенных требуют отказа от брака и семьи, их изолируют от родителей,
подвергают идеологическому прессингу, поселяют небольшими группами
("агапы"), в которых подвергают неусыпному контролю. У богородичников
своя религиозная символика и особая голубая униформа".
Раз в квартал проводятся сборы с участием гостей
из других регионов.
По сообщению ИТАР-ТАСС, в начале 1996 г. в
Иркутской области областной суд запретил деятельность объединения
"Сибирский благотворительный общественно-просветительский фонд "Центр
Матери Божией Преображающей", оставив в силе решение кировского районного
суда. Последний признал ранее деятельность фонда не соответствующей его уставу
и закону "Об общественных объединениях" [19]. Более полную информацию можно получить на сайте "Всероссийское родительское собрание" http://www.oodvrs.ru/news/sekty/
|