Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [8]
  
     
  

ПОБЕДА

Официальный сайт празднования 70-летия Великой Победы

День Победы

Ваш IP адрес

Узнай свой IP адрес

Погода в с. Гражданское Ставропольского края

Погода в Гражданском

Знаменательные даты

Праздники России

Мини-чат

Опросы

Кто Вы, посетитель сайта?
Всего ответов: 80

О новой организации школьников

Учреждена новая общероссийская организация школьников. Вы готовы в нее вступить/отдать ребенка?
Всего ответов: 17

О преподавании истории в школе

Какой принцип преподавания истории устраивает Вас больше?
Всего ответов: 57

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

Проверить любой сайт на вирусы, на доступность и многое другое

Этот сайт защищен «Site Guard»

Учительский портал

Сеть творческих учителей

Презентации PowerPoint конкурс сайтов

Каталог образовательных сайтов

Продленка

Сообщество педагогов





Пятница, 03.05.2024, 20:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Надежды Николаевны Рыбченко     6+
Главная | Регистрация | Вход | Карта cайта |
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

ЭКСКУРСИИ ПО МЕСТАМ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ КАК МЕТОД СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ БИТВЫ ЗА КАВКАЗ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Н. Н. Рыбченко

учитель  истории  и  обществознания  высшей  категории  МБОУ  СОШ  № 3

с. Гражданское Минераловодского района Ставропольского края

 

ЭКСКУРСИИ ПО МЕСТАМ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ КАК МЕТОД СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ БИТВЫ ЗА КАВКАЗ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

 

Актуальность темы состоит в том, что сегодня мы находимся в условиях, когда в некоторых европейских странах не просто «подправляются» и «корректируются» события 1941–1945 гг., а подвергается сомнению сам факт Великой Отечественной войны. «Освободители» превращаются в «оккупантов», представители националистических движений, сотрудничавшие с оккупантами, становятся национальными героями. Смысл этих фальсификаций очевиден: надо лишить Россию героических страниц прошлого, выкинуть из исторической памяти ярких героических личностей и она не сможет рассчитывать на достойное место в мировом сообществе. В результате подрывается морально-духовная основа, прежде всего юного поколения.

В этих условиях важным является формирование патриотического сознания молодёжи. В его структуре можно выделить следующие компоненты: интеллектуальный, мотивационный, эмоциональный, ценностный, поведенческий. Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Патриотизм возникает через внутреннее побуждение человека, через сознание своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству[3].  Большую роль в этом процессе играет историческая наука. Как писал великий русский историк Соловьев С.М.: «История есть единственная политическая наука в среднем образовании, и потому ее преподавание – чрезвычайной важности: от направления ее преподавания зависит политический склад будущих граждан».

Для достижения поставленной цели  важно выбрать наиболее эффективные формы и методы учебной деятельности. И тут следует быть особо внимательным, чтобы  не допустить формального отношения, не свести все к безликим цифрам и сухой статистике.

Одним из методов организации познавательной деятельности с сильным эмоциональным эффектом при изучении истории Великой Отечественной войны является  учебная экскурсия по местам воинской славы. Великий педагог Коменский Я.А. говорил: «Учение начинается не со словесного толкования вещей, но с конкретного наблюдения за ними». Именно учебная экскурсия в различных ее формах и видах способствует полномасштабной реализации важных дидактических принципов: связи обучения с жизнью; принципа наглядности; принципа научности. Под учебной экскурсией понимается такая форма организации обучения, в ходе которой обучаемые под руководством обучающего экскурсовода осуществляют непосредственное наблюдение и изучение объектов реальной действительности на месте их расположения. При этом наблюдение и изучение рассматриваются как разновидность учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Характеризуя место экскурсионной деятельности в образовательном процессе, экскурсионист Л.Л. Бархаш считал, что экскурсия – это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов со специальным руководителем (экскурсоводом) [2]. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности. Немаловажное значение имеет и эмоциональная сторона экскурсии. Как известно, мы очень хорошо и прочно усваиваем знания, которые нас интересуют [5]Экскурсия помогает углубиться в трудные вопросы истории и посмотреть на событие как бы изнутри, почувствовать его, стать не просто сопричастным тому времени, а частью этого события, его участником.

Битва за Кавказ относится к трудным вопросам истории.  О том, что это сражение одно из важнейших в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны признали недавно. 31 июля 2020 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ «О внесении изменения в ст.1 ФЗ «О днях воинской славы и памятных дат России». Федеральным законом устанавливается новый день воинской славы России – 9 октября, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Битве за Кавказ в 1943 году [6]. На фоне Сталинградской битвы сражение за Кавказ оказалось несправедливо обделено вниманием, хотя по своему значению это событие ни с чем не сопоставимо. За время наступления советские войска прошли с боями около 800 километров, освободили территорию площадью 200 тысяч квадратных километров (территорию Калмыкии, Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского и Краснодарского краев, Черкесской, Карачаевской и Адыгейской автономных областей, Ростовской области). Красная Армия вернула стране нефтяные промыслы Майкопа, а также все важнейшие сельскохозяйственные районы Кавказа. Враг понес огромные потери: было уничтожено около 281-й тысячи солдат и офицеров, свыше 6 тысяч гитлеровцев взято в плен, уничтожено и подбито 1,3 тысячи танков, свыше 2 тысяч самолетов, 7 тысяч орудий и минометов, 22 тысячи автомашин. Турция, державшая в полной боевой готовности 26 дивизий на советско-турецкой границе, не решилась вступить в войну на стороне Третьего рейха.

Этому сражению в прежних учебниках по истории России отводился один маленький абзац. И этот пробел мы восполняли экскурсиями по местам боевой славы, связанные с Битвой за Кавказ.

Одним из интересных экскурсионных маршрутов является поездка в Республику Северная Осетия (Алания). Последняя наша экскурсия состоялась 2 октября 2019 года (до пандемии) в рамках Молодёжной Вахты Памяти, посвящённой 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Первую остановку мы делаем у Эльхотовских ворот. Немецко-фашистское командование, в ходе проведения операции «Эдельвейс», пытаясь использовать выгодное географическое положение Эльхотовских ворот, осенью 1942 г. бросило сюда 370-ю пехотную, 111-ю гренадерскую и 13-ю танковую дивизии. После взятия г. Прохладного фашисты приступили к штурму Эльхотовских ворот. 25 сентября 1942 г. вражеские танки вышли к селению Эльхотово, а 27 сентября заняли его. Генерал Клейст не планировал задерживаться в узкой долине, рассчитывая быстро прорваться к Владикавказу и далее – к Бакинским нефтяным месторождениям, тем самым лишив Советский Союз нефти. Однако советские подразделения навязали ему долгое изнурительное сражение.

Бои в районе Эльхотовских ворот продолжались около 3 месяцев. Генерал Клейст потерпел здесь сокрушительное поражение.

В ходе ожесточенных боев, по официальным данным на этом небольшом перевале погибли 10 тысяч советских воинов, по неофициальным данным эта цифра приближается к 20 тысячам. Однако точных сведений о количестве павших в архивах не осталось.

Следующая остановка у села Дзуарикау. В 1975 году, неподалеку от села Дзуарикау у обочины главной дороги, ведущей из Владикавказа, был установлен памятник братьям Газдановым в виде скорбящей женщины - их матери, склонившей голову перед семью журавлями, устремившимся в небо. Автором стал скульптор Сергей Санакоев. Идея такого памятника у него возникла после того, как он услышал песню  «Журавли», музыка Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в исполнении Марка Бернеса. Эту песню мы обязательно слушаем во время экскурсии. Расул Гамзатов потом приезжал в Дзуарикау, стоял у памятника, смотрел на журавлей, скорбящую женщину, застывшую у скалы. И под впечатлением написал стихотворение, посвященное матери [3].

Еще одним местом боевой славы и нашей остановкой  является село Майрамадаг. В ноябре 1942 г. здесь держали героическую оборону курсанты 34-ой морской стрелковой бригады. Они защищали створ Суарского ущелья, по которому могло подойти подкрепление к группировке, окруженной в селе Гизель.  Враг бросил на батальон моряков полк «Бранденбург» и всю горно-стрелковую дивизию. Их поддерживали авиация, артиллерия и до шестидесяти танков. Силы были явно неравными: более двадцати гитлеровцев против каждого советского солдата!..

На помощь морякам вышли местные жители во главе со столетним Тасолтаном Базровым. Ущелье осталось закрытым для врага. Самой крайней точкой обороны, дальше которой враг не прошел, стала Братская могила четырнадцати морских пехотинцев 34-ой отдельной бригады, погибших 13 ноября 1942 года в боях у села  Майрамадаг у входа в Суарское ущелье.

Во время каждой нашей экскурсии к этому святому месту мы отдаем дань памяти и наводим порядок на этой братской могиле.

В селе находится музей «Защитников Суарского ущелья». Его экспозиция посвящена бойцам 34-ой отдельной стрелковой бригады, куда вошли курсанты военно-морских училищ Баку, Ленинграда, Ейска и Севастополя. С их упорного сопротивления оккупантам в этом селе начался перелом в ходе Битвы за Кавказ.

На месте боев родственники погибших посадили сквер с редкими для Кавказа деревьями. Растет здесь китайская сирень, тюльпановое дерево и др. По просьбе ветеранов – участников боев за Суарское ущелье открыта Аллея послевоенных захоронений, где хоронят ветеранов Великой Отечественной войны.

Во время экскурсии ребята собирают материал для творческих заданий, которые являются ее итогом. Это видеофильмы, видеозарисовки, презентации, рисунки, стихотворения, эссе, буклеты.

 

Список источников и литературы

  1. Баранова Н.П. Воспитание историей. Интерактивные программы в детском историческом музее // Вестник детско-юношеского туризма. 2011. №2.
  2. Бархаш Л.Л. Виды и формы туристических путешествий и экскурсий / Л.Л. Бархаш. – М., 1934.
  3. Белые журавли: история семи погибших осетинских братьев Газдановых //МКRU. 02.07.2019// URLhttps://www.mk.ru/social/2019/07/02/belye-zhuravli-istoriya-semi-pogibshikh-osetinskikh-bratev-gazdanovykh.html (дата обращения 29.09.2021)
  4. Гречко А. А. Битва за Кавказ. — М.: Военное издательство, 1967
  5. Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. ; Л. : ГИЗ, 1930. — 114, [2] с. — Библиогр.: с. 107-114. — (Экскурсионная библиотека). URLhttp://elib.gnpbu.ru/text/raykov_metodika-i-tehnika-ekskursy_1930/go,0;fs,0/  (дата обращения 20.10.2021)
  6. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 284-ФЗ URLhttp://kremlin.ru/acts/bank/45803 (дата обращения 20.10.2021)

 

Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточниками. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат» (83,6  % оригинальности).

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Hope (19.04.2024) | Автор: Рыбченко Надежда Николаевна E
Просмотров: 6 | Теги: Великая Отечественная Война, экскурсия, битва за Кавказ, Эльхотово | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна © 2024