Историческая память и историко-культурное наследие Отечественной войны 1812 г. в школьном образовании (идеи и практика)
2012 год объявлен Годом российской истории. Согласно тексту Указа Президента, Год истории проводится «в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе». [7] Это первое в истории современной России широкомасштабное обращение власти и общества к истокам нашего прошлого. Вызвано это, с одной стороны, тем, что этот год стал юбилейным для нескольких исторических событий, а с другой стороны, той ситуацией, которая сложилась в нашей стране. Современное российское общество переживает кризис национальной идентичности и депатриотизацию общественного сознания. Происходит это в виде утраты нашего менталитета, когда стираются национальные черты и складывающийся веками образ жизни россиян. И как следствие, понижается уровень самооценки нации, исчезает чувство исторической перспективы.
В своей программной статье В.В. Путин сказал: «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности». [10]
Таким образом, наиболее актуальной проблемой для современного Российского государства стала проблема сохранения коллективной исторической памяти, которая в значительной степени является основой культурной преемственности поколений, основой национально-гражданской идентичности.
Историческая память – это определенным образом сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим. Историческая память по сути дела является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. [12]
Существенное влияние на историческую память оказывает школьное историческое образование. Целью изучения истории в школе является«образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности».[9] Таким образом, перед российскими учителями истории стоит задача возродить у подрастающего поколения самоуважение к своему прошлому. Мы должны научить наших детей гордиться своей страной. Уинстон Черчилль отмечал, что школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.
Год российской истории обращает внимание на несколько юбилейных дат, но в свете решения вышеуказанных проблем особое внимание привлекает дата 200-летия победы России над Наполеоном. Именно в 1812 году вследствие общенародной консолидации случилось то, что на современном языке называют формированием идентичности и национального самосознания, а тогда называли патриотизмом и эмоциональным подъемом, что в немалой степени и привело к победе.
В соответствии со школьной программой Отечественная война 1812 года изучается в 8 классе. В курсе Всеобщей истории Нового времени (учебно-методический комплект «История Нового времени. А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.M. Ванюшкиной. 8 класс») представлены следующие темы, которые касаются этого события: «Консульство и образование наполеоновской империи» (1 час) и «Разгром империи Наполеона. Венский конгресс» (1час). Отечественная война 1812 года рассматривается как завершающий этап наполеоновских войн. Значительное внимание уделяется событиям с 1800 года и особенно военным кампаниям Наполеона, который стремился к мировому господству. Россия выступает в качестве участника антифранцузских коалиций. Знаменитые сражения Наполеона при Маренго 14 июня1800 года, «битва трех императоров» под Аустерлицем 2 декабря 1805 года и др., показывают величие и значимость победы России в Отечественной войне 1812 года.
В курсе истории России, который учащиеся начинают изучать с конца второй четверти, один час отводится на тему «Отечественная война 1812 г.» и один час на «Заграничный поход русской армии» (УМК «История России. Данилов А.А., Косулина Л.Г. 8 класс»). Как видите, учебной программой выделено не так уж много времени для такого важного события. Поэтому особое значение имеют приемы и методы, используемые учителем в процессе изучения этих тем.
Опыт работы показывает, что событие становится понятнее и ближе, если рассматривать его через историю своей малой родины. «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». [3]
Наша ставропольская земля была вдали от военных действий. Но она хранит воспоминания о тех событиях и о людях, которые стали героями войны. Историко-культурное наследие Отечественной войны 1812 года в нашем крае представлено в виде архитектурных памятников, названий улиц и площадей, скульптурных памятников Алексею Петровичу Ермолову – герою Бородинского сражения, архивных документов, исторических свидетельств того, что история нашего края тесно связана с другими героями Отечественной войны: Н.Н. Раевским, М. С. Воронцовым, И.И. Дибичем, П.Х. Граббе, И.Д. Щербатовым и другими. Нельзя забывать и о многочисленных раненых и увечных воинах, приезжавших лечиться на Кавказские Минеральные Воды, что дало толчок развитию курортов. Все это создает условия для организации различных видов деятельности учащихся: поисково-собирательской, научно-исследовательской, экскурсионно-выставочной, художественной, а также проведения уроков мужества, музейных уроков, ученических конференций, круглых столов, тематических выставок-конкурсов рисунков. В процессе такой работы у ребят формируется историческое мышление, приобретаются навыки работы с историческим документом, Интернет-ресурсами, расширяется образовательное пространство, но самое главное, развивается чувство Родины.
Мотивации учебной деятельности ребят способствует участие в творческих конкурсах. Лучшие исследовательские работы и проекты учащихся в этом году мы представляли в туристско-краеведческом движении «Отечество» на районном и краевом уровне, во Всероссийском конкурсе «Недаром помнит вся Россия», который проводится журналом «Юный краевед».
Одной из тем детского исследования стала история установления в 2008 году памятника в городе Минеральные Воды герою Бородинского сражения А.П. Ермолову, который сыграл важную роль в развитии нашего края. Это самый большой в России монумент генералу – скульптура высотой 2,85 метра установлена на трехметровый гранитный пьедестал. В создании монумента принимали участие более 300 предприятий, организаций и людей из разных регионов. В процессе исследования личности героя Бородина, учащиеся обращались к первоисточнику – это «Записки А.П. Ермолова. 1798 - 1826», составителем которых является доктор исторических наук В.А. Федоров. Книга вышла в московском издательстве «Высшая школа» в 1991 году. Так же ребята использовали информацию, полученную из очерков известного в нашем крае заслуженного работника культуры РФ, ветерана Пятигорской студии телевидения, альпиниста, путешественника, педагога Вадима Хачикова. Его статьи часто печатаются в местной газете «Кавказская здравница», которую многие семьи выписывают. Конечно, ребята пользовались детскими энциклопедиями и Интернет-ресурсами, такими как сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея заповедника «Бородинское поле», сайт музея – панорамы «Бородинская Битва», цифровой образовательный ресурс Исторической библиотеки «Отечественная война 1812 г.», Интернет-проект «1812 год».
Инициаторами установления памятника генералу Ермолову в городе Минеральные Воды были казаки, поэтому ребята встретились с представителями Минераловодского отдела Терского казачьего войска им. Перепелицина и провели беседу в виде пресс-конференции.
Следует отметить, что открытие памятника вызвало большой резонанс в Северо-Кавказском федеральном округе, куда входит наш край. Представители Чеченской республики выразили свой протест и назвали это неуважением к кавказским народам, испытавшим на себе "ермоловскую политику геноцида".[4] 26 октября 2011 г. неизвестные надругались над памятником, забросав его яйцами и раскрасив желтой краской. Памятник очистили, но осталась жалость к тем, кто превратился в «иванов, не помнящих своего родства». Это событие мы с ребятами обсудили, и каждый из них дал свою оценку, написав творческую работу – историческое эссе.
Другое исследование коснулось вопроса, а было ли создано ополчение из представителей Кавказской губернии? Известно, что еще в апреле 1811 года Александр I издал указ Главнокомандующему в Грузии и на Кавказской линии генерал-лейтенанту Ртищеву сформировать два калмыцких полка из калмыков, обитающих в Астраханской, Саратовской и Кавказской губерниях. К августу этого же года Ртищев рапортовал царю о формировании этих полков и выступлении их из станицы Пятиизбянской к Воронежу.
Летом того же года в Оренбургской губернии был снаряжен Ставропольский калмыцкий полк, который состоял из калмыков, проживавших, главным образом, вблизи крепости Ставрополя-на-Волге (ныне г. Тольятти). Еще в XVIII веке из поселенных вблизи этой крепости крещеных калмыков правительство России составило особое Ставропольское калмыцкое войско для несения пограничной службы. В 1756 году войску было пожаловано войсковое знамя с видом крепости Ставрополя и надписью «Ставрополь». В 1798 т. войско вошло «в общую систему управления командами Оренбургских нерегулярных людей». В июне 1811 года Ставропольский калмыцкий полк, вместе с 1-м Башкирским полком прибыл в г. Симбирск, отсюда полки совершили марш к г. Серпухову, где Ставропольский калмыцкий полк был принят капитаном П. И. Диомидием.[2] Но, ни в первом, ни во втором калмыцком полку и, тем более, в Ставропольском калмыцком полку не служили представители кавказских народов. В связи с созданием горского ополчения в истории нашего края произошел очень интересный случай.
Началось с того, что один из учеников заинтересовался историей, представленной в книге «100 великих авантюристов» автора-составителя И.А. Муратова, издательства «Вече», 2004 года выпуска. Автор рассказал о Романе Михайловиче Медоксе, который разыграл почти сюжет комедии Гоголя «Ревизор» в Кавказской губернии в 1812г. О том, что это событие действительно произошло, свидетельствует известный военный историк Потто, Василий Александрович. Этот случай он описал в первом томе «Кавказской войны». Также, это подтверждается документами, хранящимися как в Центральном государственном военно-историческом архиве, так и недавно обнаруженными в Государственном архиве Ставропольского края. Об этом на сайте Государственного архива рассказала его сотрудник Е.Б. Громова. Суть истории заключалась в том, что в декабре 1812 года Р.М. Медокс прибыл в Георгиевск, назвавшись Соковниным, адъютантом министра полиции Российской империи. Он предъявил предписание, уполномочивающее его сформировать конный полк из горцев и следовать с ним в действующую армию для участия в войне с французами. По требованию вице-губернатора Врангеля, который поверил самозванцу, Кавказская казенная палата выдала Соковнину-Медоксу десять тысяч рублей. Все деньги пошли на выплату горским князьям, изъявившим желание воевать с Наполеоном. Но вскоре самозванец был уличен и посажен в Петропавловскую крепость. Особенность этой истории состоит в том, что идея создать горское ополчение была не нова. Это пытались осуществить многие известные люди. Сама Елизавета Петровна желала иметь ополчение, набранное из кавказских горцев. Потом Павел Сергеевич Потемкин, живя в Екатеринограде, долго мечтал собрать для императрицы Екатерины Великой лейб-кавказскую сотню. Затем главноначальствующий в Грузии князь П.Д. Цицианов. Последняя попытка была сделана главнокомандующим Кавказской линии генерал-лейтенантом Н.Ф.Ртищевым – и все безуспешно. Удалась это сделать Соковнину-Медоксу. Вместо гвардейской сотни, о которой только мечтали прежде, появилась возможность отправить в действующую армию несколько тысяч отборной конницы. Но когда авантюра открылась, горское ополчение было распущено.
Из документов, хранящихся в архиве, узнаем, что происшествие имело неприятные последствия для лиц, невольно ставших соучастниками Медокса. Вице-губернатор Врангель был отстранен от должности. Главнокомандующий Кавказской линии генерал-лейтенант Н.Ф.Ртищев распорядился «как можно скорее пополнить в казну выданные десять тысяч рублей, истребовав их, не принимая никаких отговорок, от вице-губернатора Врангеля, генерал-майора Портнягина и от членов Казенной палаты, которые участвовали в противозаконном отпуске суммы и не донесли своему начальству». [1]
«Остается сожалеть, что горцы были распущены; есть основание думать, что появление их на европейском театре войны могло бы значительно повлиять на ход военных действий и, с другой стороны, внести много новых вопросов в область военной науки и кавалерийского дела. Быть может так же, что это обстоятельство повело бы к сближению горцев с русскими и имело бы влияние на весь последующий ход и события Кавказской войны…». [8]
Позднее конно-мусульманский полк был все-таки сформирован. Особый отряд, составленный из лучших горских фамилий, стал личным конвоем государя. И высокое доверие к кавказским горцам не могло не вызвать в них чувства гордости и преданности русским монархам.
Работая с материалами Государственного архива Ставропольского края, мы натолкнулись еще на одну публикацию об участии ставропольцев в Отечественной войне 1812г. В ней говорится о том, что после Манифеста Александра I от 24 июля 1812 года к своему народу с призывом о спасении Отечества, жители края приняли участие в сборе средств для поддержки армии, для помощи жителям губерний «разоренных от неприятеля», а также на устройство при Кавказских Минеральных Водах гостиницы «для призрения раненых воинов и инвалидов войны».[11] Это еще раз показало, что война носила всенародный, отечественный характер.
Все эти события вызвали неподдельный интерес ребят к истории. Заставили обратиться ко многим источникам, чтобы проверить достоверность исторических фактов.
Для педагогов – историков и обществоведов очень важным направлением является осмысление попыток фальсификации истории России и противодействие им средствами своей педагогической деятельности. Методологическим ориентиром в этой области является Указ Президента РФ Д.А. Медведева от 15 мая 2009 г. N 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». [6]
Что касается попыток найти дискуссионные вопросы в освещении Отечественной войны 1812 года, то тут можно процитировать Сергея Вячеславовича Перевезенцева, профессора кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ. Он был одним из участников «круглого стола», который прошел 25 июня 2012 года на факультете политологии МГУ и был посвящен этой знаменательной дате. По его мнению, основные оценки Отечественной войны 1812 года были даны до нас. Сегодняшнее же стремление историков уйти в детали и выяснить «истинную» ситуацию может представлять существенную опасность для исторической памяти. Последняя по своей природе мифологична и является, с точки зрения ученого, основой существования русского народа в целом. «Для русского народа главное – не родство по крови, но родство по истории, и разрушение последней является для нас катастрофическим, что и показали со всей яркостью 90-е годы». [5]
Возможно, Год российской истории поможет измениться и самому учителю. Он перестанет быть просто урокодателем, а станет педагогом (дословный перевод с греческого – детоводитель), т.е. человеком, который будет сопровождать ребенка в процессе обучения, помогая ему стать личностью, обладающей гражданственностью, патриотизмом, исторической и духовной памятью.
Примечание
1. Громова Е.Б. "Сюжет для авантюрного романа". - О формировании на Ставрополье горского ополчения для участия в Отечественной войне 1812 года. // Сельское Ставрополье. №4-5. 2010. 76-78 с. [Электронный ресурс] URL:
http://stavarhiv.ru/deyatelnost/publikacii/avantyurnyi_roman.html
2. Калмыки в Отечественной войне 1812г. [Электронный ресурс] URL: http://nsm.rbcmail.ru/start.htm
3. Лихачев Д. Заметки о русском. – М., 1984. – 54 с.
4. На Кавказе подвергся нападению памятник генералу Ермолову. [Электронный ресурс] URL: http://urokiistorii.ru/2510
5. На круглом столе, посвященном 200-летию Отечественной войны 1812 г., ученые обсудили вопросы формирования исторической политики. [Электронный ресурс] URL: http://polit.msu.ru/department/news/278/
6. О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России: указ Президента РФ от 15.05.2009 № 549 [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2009/05/20/komissia-dok.html
7. О проведении в Российской Федерации Года российской истории: указ Президента РФ от 9.01.2012 № 49 [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/acts/14238
8. Потто А.В. Кавказская война: в 5-ти томах. М.: Центрполиграф, 2008. – Т.1. От древнейших времен до Ермолова. – 324 с.
9. Примерные программы по учебным предметам. История: 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 5, 9 с.
10. Путин В. В. Россия: национальный вопрос// Статья Председателя Правительства России В.В.Путина в «Независимой газете». [Электронный ресурс] URL: http://premier.gov.ru/events/news/17831/
11. Ставропольцы помогли русской армии выдержать тяготы войны 1812 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.stapravda.ru/20110429/stavropoltsy_pomogli_russkoy_armii_vyderzhat_tyagoty_voyny_1812__52975.html
12. Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния. // Новая и новейшая история. № 4. 2000
|