Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [7]
  
     
  

ПОБЕДА

Официальный сайт празднования 70-летия Великой Победы

День Победы

Ваш IP адрес

Узнай свой IP адрес

Погода в с. Гражданское Ставропольского края

Погода в Гражданском

Знаменательные даты

Праздники России

Сочи - 2014. Как это было... ЖАРКИЕ. ЗИМНИЕ. ТВОИ.

Мини-чат

Итоги конкурса "Имя Победы!"

Александр Суворов - победитель конкурса "Имя Победы!"

Опросы

Кто Вы, посетитель сайта?
Всего ответов: 70

О новой организации школьников

Учреждена новая общероссийская организация школьников. Вы готовы в нее вступить/отдать ребенка?
Всего ответов: 13

О преподавании истории в школе

Какой принцип преподавания истории устраивает Вас больше?
Всего ответов: 52

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

Проверить любой сайт на вирусы, на доступность и многое другое

Этот сайт защищен «Site Guard»

Учительский портал

Сеть творческих учителей

Презентации PowerPoint конкурс сайтов

Каталог образовательных сайтов

Продленка

Сообщество педагогов





Среда, 20.09.2017, 16:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Надежды Николаевны Рыбченко     6+
Главная | Регистрация | Вход | Карта cайта |
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитание личности гражданина России на основе идей просветителя Я.М.Неверова

«Кто любит Россию, тот должен, прежде всего, желать распространения в ней образования» – эти  слова принадлежат Я.М. Неверову, известному просветителю, педагогу – гуманисту. Его вклад в развитие просвещения на Ставрополье трудно переоценить.  Полтора столетия отделяют нас от времен деятельности Неверова, а его идеи актуальны как никогда, поскольку основаны на вечных ценностях: добре, справедливости, уважении к личности ребенка и преподавателя. Януарий Михайлович считал, что школа должна готовить  людей с широким кругозором, мыслящих и переживающих за судьбу своего Отечества.  

Да, будущее любого общества зависит от того, научится ли молодое поколение жить, отвечая за себя, служить обществу. Большую роль в этом процессе играют образовательные учреждения как наиболее стабильные социальные институты. Обучая и воспитывая, учитель приобщает школьников к материальным и духовным ценностям прошлых и современных поколений, но помимо поддержания социокультурной преемственности учительство выполняет задачи, связанные с формированием политической и идеологической лояльности. Неверов понимал назначение учителя в обществе, поэтому требовал для него соответствующего материально – правового положения.

Сегодня школа получила такой социальный заказ: «Образование должно быть направлено на решение задач преодоления духовного вакуума и национального унижения народа великой державы, построения гражданского общества, воспитания гражданина новой России – свободной самостоятельной личности, способной к осознанному выбору» (Парламентские слушания, организованных Советом Федерации 25 ноября 2004 года).

Мы, педагоги Ставрополья, считаем себя продолжателями идей и методов Януария Михайловича, который придавал большое значение развитию творческих способностей учащихся. Вашему вниманию представляется опыт организации исследовательской деятельности в работе краеведческого кружка, который называется «ИКС» - история казачества Ставрополья.

По нашему мнению, в краеведческом кружке существуют все необходимые условия для организации плодотворной исследовательской работы:

Во-первых, чтобы охватить, как можно большее количество ребят исследовательской работой, необходимо ее сделать творчески интересной, а тема казачества – очень благодатная и содержит множество увлекательных проблемных вопросов для исследования.

Во-вторых, познание окружающего нас мира, которое происходит через познание своего края, своего села, семьи соответствует дидактическому принципу «от частного к общему».

В-третьих, в процессе выполнения познавательных проблемных заданий идет  поиск новых сведений в знакомой для ребенка среде. А это и есть увлекательный процесс исследования, который требует от учащихся овладения определёнными умениями и навыками.

В-четвертых, при сборе краеведческого материала формируются приемы самостоятельной работы: умение выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать,  ставить перед собой задачи и находить различные способы их решения, осуществлять контроль и оценивание собственной деятельности и деятельности своих товарищей, овладение различными способами работы с историческими источниками.

В-пятых, краеведческая работа предполагает работу без учебника, потому что специального учебника просто нет. По мнению очень многих педагогов—новаторов, ученых (Гальперин П.Я., Лернер И.Я., Троицкий Ю.Л.) учебник способен тормозить развитие творческого мышления, так как в нем содержится готовая информация, что исключает участие школьника в исследовательской работе. Добывание краеведческих знаний происходит в процессе работы с многочисленной литературой, но, а самое главное, с письменными и вещественными источниками.

Всё это способствует формированию познавательного интереса к  обучению. И, самое главное, в работе краеведческого кружка решается очень важная задача – возрождение духовной культуры. Я. М. Неверов много внимания уделял духовному воспитанию своих учеников. Делалось это не только через укрепление религиозных чувств, но и через приобщение к «отечественному языку и истории». Единомышленником Неверова можно считать нашего современника академика Д.С.Лихачева, который сказал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

         Исследование в нашем кружке имеет различные формы и осуществляется разными методами.

         Изучая историю казачества, мы обращаемся к различным источникам: историческим документам, научной литературе по истории казачества, литературным произведениям, например, роман Андрея Губина «Молоко волчицы».

Используем методы интервьюирования и беседы как с представителями казачества, так и с членами семьи. Да, большое значение мы придаем исследованию истории семьи. Ведь семья как зеркало отражает в себе историю страны.

         Одной из форм исследования являются экскурсии по историческим местам нашего края и региона КМВ для знакомства и изучения истории их возникновения, с последующим оформлением творческих работ в виде проектов, фотоальбомов, рисунков.        

         Другой формой является сбор экспонатов для музея и периодическая организация выставок. В основном это старинные предметы быта, изделия прикладного искусства, творческие работы ребят и многое другое. Кружковцы выступают в роли экскурсоводов и знакомят ребят с историей собранных вещей.

Изучая быт казаков, ребята-кружковцы не только знакомятся, например, с одеждой казаков, но и шьют ее (пока на кукол). А при изучении устройства жилища, кружковцы сделали макет казачьего куреня (хаты).

Знакомясь с культурой казаков, мы учим казачьи песни, разучиваем народные игры. Ребятам очень нравится такая игра, как "Верни свою папаху».

Количество участников: неограниченное.

Реквизит: шапка.

Подготовка: нет.

Считалочкой, например, такой: «Ваня-Ваня-простота-купил-лошадь-без-хвоста-сел-задом-наперед-ты-выходишь-в-огород», выбирается несколько водящих. Участники становятся в круг, а водящие в его середину. Один из водящих отдает свою шапку тем, кто стоит вокруг. Они начинают перекидывать шапку друг другу. Задача водящих поймать шапку. Кто поймал – выходит в круг, а тот, кто шапку потерял, занимает место водящего.

В играх ребята учатся сотрудничеству, чуткому бережному отношению друг с другом, а также вырабатывают ловкость, меткость.

Некоторые ребята попробовали себя в таком виде творческой деятельности как сочинительство сказок. В этих сказках отражены вечные ценности: дружба, любовь, мудрость, толерантность. А еще через эти сказки ребята лучше узнали свой край, так как они посвящены народам населяющими наш край, достопримечательностям, например, горам-лакколитам. Самой любимой у ребят-кружковцев стала сказка о сметливом казаке.

СМЕТЛИВЫЙ КАЗАК

         Славятся Кавказские Минеральные Воды своими горами – лакколитами, имеющими необычный вид и названия. Есть здесь горы Верблюд, Бык, Бештау, Змейка и другие. Почему первые три горы имеют такие названия вполне понятно – они соответствуют их виду. А вот Змейка совсем не похожа на змею. Существуют различные легенды и версии, о происхождении этого названия. Мы, учащиеся краеведческого кружка «ИКС» - история казачества Ставрополья,   придумали сказку о том, как могло появиться такое необычное название у горы.

            В давние времена у подножья горы жил страшный змей. Хозяйничая, он пугал местных жителей, а тех смельчаков, кто отваживался пройти мимо его логовища, он съедал. И перестали люди ходить по тем местам, дороги обезлюдели, торговля пришла в упадок, и началось запустение в этих землях.

            Как-то раз шел по этой дороге молодой казак. В ближайшем селении ему рассказали о постигшем их несчастье, и решил казак избавить людей от этой напасти. Силой змея не возьмешь, значит надо действовать хитростью.

            Как известно терские казаки самые лучшие пластуны, в этом мастерстве они могут соперничать и со змеями. Наш казак по-пластунски стал подбираться к логову змея. Двигался он так ловко и бесшумно, что змей и не заметил, как он оказался в его пещере.

- Здорово, чудище ползучее! - громко сказал казак. Змей от неожиданности даже растерялся:

- Ты как здесь оказался, человечишка?

- Также как и ты – вполз.

- Впервые встречаю человека, который может ползать как змея: ловко и бесшумно. За это я тебя сразу не съем, а спрошу, чего тебе от меня надо.

- Пришел я сюда для того, чтобы избавить людей от тебя – гада зловредного. Давай потягаемся в ловкости. Кто победит, тот и останется, а проигравший покинет эти земли навсегда.

            Подумал змей, подумал, да и решил: «А почему бы не потешить себя? Скука совсем заела». Согласился он потягаться с казаком в ловкости.

            - Для начала, давай выдавливать из камня воду, - предложил казак. Змей был уверен в своей силе и первым стал хвостом крушить камни, а потом набрал их полную пасть и давай сжимать, что есть мочи. Но, ни капли воды не выдавил, а лишь зубы свои сломал и стал шепелявить.

- Не полушаетша у меня нишего.

            Незаметно достал  казак из котомки кусочек козьего сыра, который казачка дала ему в дорогу, и бросил себе под ноги. А потом нагнулся, поднял, как будто это камень, и сжал без особого усилия. И потекла из него сыворотка. Удивился змей такой силе казака, но ничего не сказал.

            - Теперь давай наперегонки ползти вокруг роткайбед и сжал его со всейоторый казачка дала ему в дорогу на обед и сжал его со всей силы.тение этих земель горы, - предложил казак.

Обрадовался змей и тут же согласился. «Как бы хорошо не ползал казак, все равно лучше, чем я ползать он не может» - решил змей. На всякий случай он пополз так быстро, как еще никогда не ползал, чтобы не дать казаку никакого шанса на победу.

            А казак совсем и не собирался ползти. Он лег и стал ждать змея. Через какое-то время он услышал сильный грохот – это был змей. Он так хотел победить, что и не заметил, что полз один. Ликуя, что победил, он вдруг услышал: «Ты что так долго, я тебя совсем заждался?». Перед ним стоял казак, который и уставшим не выглядел. Удивился змей и подумал: «Какой же он быстрый и ловкий. У меня от усталости хвост отваливается, а он стоит, как ни в чем не бывало и улыбается. Последний раз потягаюсь с ним, а потом и съем, чтобы другим неповадно было». А казак смекнул, что надумал змей недоброе и решил его самого извести. 

            - Ну, что, змей, я в твою пещеру вполз, а теперь ты в мою вползи. Сможешь?

И поставил казак перед змеем пушку. А гаду невдомек было, что это такое. Пещера, как пещера. Он сдуру и полез. А казак быстро фитиль поджег, да и выстрелил из пушки. Змей и опомниться не успел, как разорвало его на мелкие кусочки-гадючки и расползлись эти гадюки по земле. И живут они и поныне на горе. На людей не нападают, а только шипят зло. Никак не могут забыть хитрого казака. С тех самых пор стали гору звать Змеиной или Змейкой. У горцев это название звучит как «Жлан – тау» - Змеиная гора.

            А наш казак пошел себе дальше, по своим казачьим делам.

А вот еще одна сказка о коренном народе ставропольских степей – ногайцах.

СКАЗАНИЕ О НОГАЕ-БОГАТУРЕ

               В давние времена многие земли были захвачены монголо-татарами, и множество народов были ими покорены. Их государство носило гордое название – Золотая Орда. Но, как известно, на чужом несчастье своего счастья не построишь. Вскоре удача покинула монголов, а вместе с ней ушли мир и лад. Стали ссориться между собой ханы и нойоны, и была от этого великая беда всему народу монгольскому. Всем этим разладом воспользовался хан Тохтамыш, который не принадлежал к потомкам великого Чингисхана. Он захватил власть хитростью и вероломством. Тохтамыш не отличался мудростью и дальновидностью и вскоре поссорился с правителем Средней Азии великим Тамерланом. Грозный сосед вторгся в пределы Золотой Орды и разбил монгольскую армию в сражении, которое произошло на Северном Кавказе между реками Терек и Кура. Это поражение стало последней каплей терпения многих монголов, не желавших признавать власть Тохтамыша. Среди них был и славный Ногай-богатур. Это был смелый и честный воин. В битве с Тамерланом он не отступил, но даже сумел одержать победу на своем участке битвы. Это помогло ему вывести своё племя и спасти от неминуемой гибели стариков и детей. Но  как им жить дальше? Их дома разрушены, стада захвачены. Единственным животным, которое удалось спасти, был священный белый верблюд – бактриан. И сказал Ногай: «Возвращаться нам некуда. Так давайте найдем новую землю для нашего стойбища и начнем жить по-новому – не завоёвывать тех, кто живет по соседству, а дружить с ними». На том они и порешили.

                Спустился Ногай со своим племенем с гор Кавказа, и пошли они вдоль реки. Протекающая по гористой местности,  река была бурной и мутной от большого количества песка в ее водах. Как только она попала на равнину, ее бег стал спокойным и тихим, а песок частью осел на дно, а частью по берегам реки. Монголы дали ей название река-Кума, что переводится как «песчаная река».

               Но где найти подходящее место для стойбища на этой незнакомой земле? Оно должно быть удобным для кочевания, находиться невдалеке от торговых путей и, самое главное, быть безопасным. И решили они положиться на волю богов.

               Долго ли, коротко ли шел Ногай со своими людьми, но вдруг все племя остановилось, потому что священный белый верблюд заупрямился и стал громко кричать.  Ногай подошел к нему и стал тянуть за узду, но никакая сила не могла сдвинуть с места верблюда. Перестав кричать, он лег на землю и стал каменеть, превратившись в большую гору с двумя вершинами. И понял Ногай, что боги указали его народу место их нового стойбища. Вынул тогда Ногай-богатур свой кинжал, воткнул его в землю и сказал: «Отныне здесь мы будем жить. Эта земля будет нашей новой родиной!». И вмиг окаменел его кинжал, тоже превратившись в  гору. У подножия этой горы поселилось племя Ногая.  И по сей день, здесь живут потомки Ногая-богатура – ногайцы, коренные жители Ставропольских степей. А над рекой Кумой возвышаются две необычные горы – Верблюд и Кинжал.

Большую роль в настрое на исследовательскую работу играет место, где проходят заседания кружка. У нас это кабинет истории. Свой класс мы постарались сделать таким, чтобы он помогал создавать атмосферу поиска и, в тоже время, оказывал максимальную методическую помощь. Следует отметить, что у нас нет ни одного купленного стенда, всё сделано своими руками при участии детей и неравнодушных родителей.

В завершении хочется еще раз обратиться к опыту мудрого педагога Януария Михайловича Неверова, который отводил значительную роль в образовательном процессе знанию Закона Божьего. Здесь он находил не только многовековую мудрость, но и душевное отдохновение, ответы на многие вопросы, в том числе и педагогические. И мы вспомним библейскую притчу о голодном человеке.

Идет рыбак и несет рыбу, а навстречу ему идет голодный нищий человек. И так ему стало жалко этого несчастного, что он взял и отдал ему свою рыбу. Поблагодарил его нищий и рыбу тут же съел. В этот же день рыбак опять встретил этого человека, и он был снова голоден. И задумался тогда рыбак, если он отдаст ему и эту рыбу, тот ее съест, но через какое-то время опять будет голоден, а если он научит его ловить рыбу, то накормит на всю жизнь. Так и мы на своем кружке «учимся ловить рыбу» - учимся приемам исследования окружающего нас мира, чтобы чувствовать себя в нем комфортно и уверенно. Исследование – особого рода голод – к поиску, к парадоксам и решениям.

Категория: Мои статьи | Добавил: Hope (20.01.2013)
Просмотров: 243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна © 2017