Как в действующем, так и в
новом законе об образовании нет прямого определения рабочей программы по
учебному предмету, но вместе с тем им устанавливаются ее место и
значение в системе образования. Так, этот термин входит в понятие «образовательная
программа» как составная часть комплекса основных характеристик
образования, а также понятия «примерная основная образовательная
программа» как структурная единица учебно-методической документации,
определяющей «рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня
и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения
образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности,
включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы» (статья 2 главы 1 ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»). Понятие рабочей программы Согласно закону об
образовании разработка и утверждение образовательных программ относится к
компетенции образовательной организации, педагогическим работникам
которой предоставлено «право на участие в разработке образовательных программ,
в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных
компонентов образовательных программ». Они также обязаны «осуществлять
свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном
объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в
соответствии с утвержденной рабочей программой». Таким образом, рабочая
программа по учебному предмету (далее – рабочая программа) является составной
частью образовательной программы общеобразовательной организации и
представляет, по определению А.Б. Воронцова, совокупность
учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается
педагогом ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством
образования и науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и
задач основной образовательной программы школы и отражает пути реализации
содержания учебного предмета. Содержание рабочей
программы Т.к. законом об образовании
не определены требования к рабочей программе. Педагог может выбрать
самостоятельную форму записи, текстового варианта рабочей программы. Например,
рабочая программа может быть составлена по аналогии с требованиями к
типовой учебной программе, а учитель может внести коррективы во все структурные
элементы программы с учётом особенностей образовательного учреждения и учащихся
конкретного класса. Вместе с тем, как
показывает педагогическая практика, на основе рекомендаций
региональных методических служб рабочие программы включают следующее
содержание:
- пояснительную записку, в которой
конкретизируются общие цели данной ступени образования с учётом специфики
учебного предмета, курса;
- общую характеристику учебного
предмета, курса;
- описание места учебного предмета,
курса в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные
(компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с
определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание материально-технического,
учебно-методического и информационного обеспечения образовательного
процесса;
- технологии преподавания и проверки
достижения запланированных результатов;
- рекомендуемая литература (для учителя
и обучающихся).
К рабочим
программам могут прикладываться различные документы, которые необходимы
учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного
процесса. Структура
рабочей программы В
соответствии с означенным содержанием рабочая программа может иметь следующую
структуру:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- планируемые результаты по окончании
изучения курса;
- описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- содержание учебного предмета по годам
обучения;
- внеурочная деятельность учащихся по
предмету;
- контрольные материалы (тесты,
контрольные работы, задания и др).
Возможные затруднения Создание
рабочей программы достаточно трудоемкий процесс. Основные затруднения, особенно
для молодого специалиста, связаны обычно с такими проблемами:
- описание требований к уровню
подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели –
результаты обучения;
- необходимость пересмотра самого
содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего
информационного материала;
- разработка контролирующих материалов,
позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных
предметных и общих учебных умений обучающихся.
Администрирование
рабочей программы Порядок и
сроки рассмотрения рабочей программы устанавливаются локальным актом
общеобразовательной организации. Они могут быть, например, такими:
- рассмотрение проекта рабочей программы
на заседании методического объединения школы (научно-методического совета
школы);
- ШМО или
научно-методический совет после экспертизы дает заключение об одобрении
или доработке рабочей программы;
- при необходимости допускается
получение рецензии (экспертного заключения) соответствующих профильных
кафедр учреждений высшего профессионального образования,
регионального института повышения квалификации;
- при положительном решении
представление рабочей программы в администрацию общеобразовательного
учреждения для утверждения;
- рабочая программа анализируется
заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет
соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и
требованиям государственных образовательных стандартов, а также
проверяется соответствие учебника, предполагаемого для
использования из рекомендованного перечня, даты
контрольных работ, их количество в классе и соответствие
требованиями СанПиН, положениям локальных актов общеобразовательного
учреждения;
- после согласования рабочую программу
утверждает директор общеобразовательного учреждения.
Решение
методического объединения учителей отражается в протоколе заседания и на
последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования:
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от
00.00.0000 №00. Гриф
согласования заместителем директора также ставится на последней
странице рабочей программы (внизу слева): СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР
(подпись) Расшифровка подписи. Дата. Гриф
утверждения ставится на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор
(подпись) Расшифровка подписи. Дата. Утверждение
рабочих программ осуществляется до начала учебного года. После утверждения
рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном
общеобразовательном учреждении. Делопроизводство
и контроль Один
экземпляр утверждённых рабочих программ обычно хранится в документации школы в
соответствии с номенклатурой дел, второй передаётся учителю для осуществления
учебного процесса. Администрация
общеобразовательной организации осуществляет контроль за реализацией и
выполнением рабочих программ в соответствии с планом ВШК. Каждый
отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей
программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении
программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит
изменения в календарно — тематический план, обеспечивая условия для прохождения
программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Конечно,
задача администрации не сводится только к контролю. Главное — помочь
учителю в её составлении и реализации, особенно начинающему учителю, не
имеющему ни практики, ни опыта в написании подобных бумаг. Методические рекомендации по составлению рабочих программ по предмету можно скачать здесь. Примерные программы по предметам можно найти на сайте Минобрнауки.РФ
|