Новый профессиональный стандарт учителя разрабатывался последние два года по поручению президента Владимира Путина. "Документ отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя,— заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.— Мы с большим удовлетворением можем сказать, что стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ уже с 1 января 2015 года". Министр уточнил, что стандарт не похож на большинство других профстандартов, так же как и работа педагога не похожа на "большинство других профессий". Стандарт деятельности педагога должен заменить действующие "квалификационные характеристики" — требования к учителям. Согласно документу, от российского учителя ждут не только умения "планировать и проводить учебные занятия", как было раньше. Теперь к школьному преподавателю выставлено куда больше требований. В стандарте неоднократно подчеркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, "для кого русский язык не является родным". Преподаватель должен стать еще и профессиональным психологом, понимающим "стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни". Подразумевается, что каждый учитель должен знать иностранный язык, чтобы "совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации". Причем педагог должен применять все эти умения независимо от возраста детей. В разделе "необходимые умения" уточняется, что каждый педагог должен "владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий",— вести "проектную деятельность", "полевую практику". Кроме того, преподаватель должен уметь организовывать экскурсии и походы. "Эти критерии я бы охарактеризовал как список требований к идеальному преподавателю, которому можно сразу присвоить звание заслуженного учителя России",— считает сопредседатель профсоюза "Учитель" Всеволод Луховицкий. По его мнению, разработчики выставили слишком высокие требования к учителю. "Один из главных навыков, прописанных в документе, это умение работать во всех типах классов и со всеми детьми. Таких учителей в России не больше 100 человек,— уверен эксперт.— Чтобы получить таких педагогов, надо изменять программу обучения в педвузах. Пока что соответствовать этим требованиям невозможно. Сейчас курсы повышения квалификации длятся три месяца — за это время никто вам не даст основы дефектологии". "Я думаю, что новый профстандарт к учителю — это очередная "дорожная карта" по сокращению количества школ и учителей в школах",— считает представитель профсоюза. "Очень важно, что наконец-то заговорили о том, какой нужен учитель обществу,— считает руководитель Института образования ВШЭ Исаак Фрумин.— Но мы очень долго спали, и поэтому нынешний документ кажется нереалистичным. Думаю, он массово заработает не с 1 января 2015 года, а намного позже, лет через десять. Зато, как ориентир, он будет положительным". Вместе с тем эксперт признает, что нормативно-правовой статус документа пока неясен: "Он выглядит больше как идеологический документ. Его ни в коем случае нельзя применять напрямую". Как именно перейти к новому стандарту, не знают и в Минобрнауки. В следующем году должно начаться "пилотно-экспериментальное применение" стандарта. "Учебное заведение будет само решать, переходить ли ему на новый стандарт,— заверил "Ъ" замглавы департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Павел Сергоманов.— В процессе апробации стандарта мы выработаем процесс перехода на него". Газета "Коммерсантъ"
|