В современной системе образования как никогда нужен творческий учитель, склонный к педагогическому поиску. Творчество является важной характеристикой педагогической деятельности и отличается, прежде всего, тем, что творчески работающий учитель хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует свои ошибки и просчеты, стремится на научной основе решать повседневные задачи обучения и воспитания. По мере усиления творческой составляющей возрастает и интерес к профессии, становление педагога приобретает личностный смысл и набирает оптимальный темп[4].
На творческий, исследовательский характер педагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Воспитание творческой личности – это тот идеал, к которому стремиться вся система образования.
Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Более того, такую деятельность педагога можно назвать опасной, потому что она не способствует развитию его личности. Как известно, в традиционной образовательной практике основная функция педагога – трансляция информации, преподавание, в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план. Педагог из ментора превращается в сотрудника, консультанта, помощника начинающего исследователя. Одновременно в условиях исследовательского обучения учитель для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Это существенно меняет содержательное наполнение всего процесса подготовки педагога и требует от него, кроме хорошей общей и предметной эрудиции, умения передавать эти сведения детям, быть способным вести исследовательский поиск и, самое важное, – уметь увлекать этим других.
Учитель, находящийся в постоянном поиске, гораздо быстрее достигает высших уровней педагогического мастерства, профессионализма. Творчество неотделимо от исследования.
Замечено, педагог, работающий в русле идей исследовательского обучения, может научить ребёнка даже тому, чего не умеет сам. Это только на первый взгляд может показаться парадоксальным. В условиях, когда новое знание не транслируется, а добывается из первоисточника, педагог не обязан, да и не может всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, таким образом находить любые ответы и уметь научить этому детей. Именно в этом проявляется творчество учителя.
К критериям педагогического творческого исследования относятся наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление; умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия; способность к самосовершенствованию и самообразованию; эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов; формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции.
К объективным условиям развития творчества педагогов причисляют наличие адекватных средств обучения и воспитания; материально-техническую оснащенность педагогического процесса. Субъективные условия развития творчества включают: знание основных закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса; высокий уровень общекультурной подготовки педагога; владение современными концепциями подготовки специалиста, стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция, умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение, предвосхищение, владение педагогической технологией [8].
Виды творчества весьма различны по своей природе - это художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. Следуя Л.С. Выготскому, определявшему «творчество социальных отношений», т.е. «творческие способности к быстрой и умелой социальной ориентировке» [1, с.100]
С точки зрения В.А. Петровского творчество как научное, техническое так и художественное направлено с одной стороны на преодоление сложившихся установок, норм, традиций, а с другой - на непрерывное исследование пределов созидательной деятельности, расширение границ самореализации и самостроительства [6, с. 78]. По И.М. Когану творческий поиск предполагает «разрывать путы привычных установок и стереотипов, осмысливать исследуемые объекты с необычных может быть даже парадоксальных позиций» [3, с. 145].
Согласно идеям В.В. Розанова, исследовательская деятельность также может быть определена как чисто творческая деятельность, направленная на познание Космоса, Природы и Человека и постижение «всеобщих человеческих мнений и всеобщих человеческих дел» [7, с.64].
Анализу и систематизации различных аспектов формирования и развития творческих способностей посвящены работы Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса, А.Н. Лука, И.Я. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др.
Исследование как вид деятельности начинает занимать в образовании центральную роль, оно переходит в сферу образования как главную сферу своего воплощения и культурного существования.
Решение исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность. Отражена эта позиция в новом «Законе об образовании», в ФГОС, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» [5].
Я понимаю научно-исследовательскую деятельность учащихся как процесс совместной деятельности учащегося и педагога. Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности, движению индивида от абстрактного к конкретному и наоборот. Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.
Главный принцип состоит в том, что привлечение учащихся к исследовательской деятельности никоим образом не связано с тем, чтобы настраивать их на обязательное открытие чего-то совершенно нового в области человеческих знаний.
Главная задача состоит в том, чтобы привить вкус к исследовательской деятельности, потребность в серьезной и долгосрочной мыслительной работе, требующей усердия, старательности, самостоятельности мышления.
Только при условии грамотного решения учителем возникающих проблемных ситуаций юные исследователи получат весьма ценный опыт коллективного творчества, публичных выступлений и научных дискуссий, повышая при этом свой интеллектуальный уровень в процессе общения и обмена информацией. Выступая с результатами своих исследований на конференциях различного уровня, участвуя в научных молодежных мероприятиях, юные исследователи имеют возможность реализовать свои способности, испытывают вдохновение и готовность к дальнейшему творческому поиску. Весьма действенным в этом смысле является и публичное признание их творческих успехов в форме вручения дипломов, сертификатов, грамот, издания печатных трудов.
Именно такой подход к организации участия школьников в исследовательской деятельности приносит хорошие плоды, формирует мотивацию участия в активной творческой деятельности, способствует пониманию учащимися необходимости развития своих способностей для дальнейшего личностного развития, успешного профессионального становления. Школа, заинтересованная в воспитании учащихся, способных к самовыражению, создает все условия для того, чтобы ученик мог заявить о себе, попробовать и почувствовать свои умения не только в стенах учебного заведения.
Многие учащиеся, уже становясь студентами, а потом профессионалами, всегда с благодарностью вспоминают те школы, в которых их учили пробовать свои умения и не бояться неудач, давали пищу для познания, стимулировали жажду творчества, поддерживали в поисках ответов на самые трудные вопросы, учили исследовать процессы и явления, защищать свои идеи и гипотезы, стимулировали и оценивали их творчество, в каком бы виде оно не проявлялось. В краткой биографии, написанной Эйнштейном при получении Нобелевской премии, знаменитый ученый упоминает школу, учиться в которой ему пришлось только один год. Но именно эта школа создавала ученикам все условия для развития самостоятельности мышления, для творчества. Ученикам разрешалось не только создавать самые невероятные проекты и выдвигать самые необычные идеи, но и позволялось их реализовывать в самой разнообразной деятельности.
Список литературы
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 396 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М. 1994.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М. 1984
- Курганский С. Педагогическое творчество не есть свойство избранных// Директор школы.-2008.-№5.-С. 11-19
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// URL: http://минобрнауки.рф/документы/1450
- Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании// Психологическая наука и образование. -1996.-№ 3.
- Розанов В.В. О понимании. - СПб. -1994.-153 с.
- Савенков А.И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. – 2007. - № 3. – с. 4-8.
|